Создание современных условий в образовательных организациях
Версия для слабовидящих

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Однако в целях ликвидации многосменного обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа и ликвидации проблемы отсутствия санитарно-гигиенических помещений в школьных зданиях распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. № 2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы (далее – Программа).

Мероприятия данной Программы Правительство РФ планирует реализовать в два этапа:

            I этап Программы (2016-2020 годы) предусматривает:

            к 2018 году - ликвидацию третьей смены обучения;

            к 2021 году - переход на обучение в одну смену 1-4 классов и 10-11(12) классов.

            II этап Программы (2021-2025 годы) предусматривает:

            к 2024 году - переход на обучение в первую смену всех классов, включая 5-9 классы;

            к 2025 году - обеспечение перехода 100 процентов обучающихся из зданий общеобразовательных организаций с износом 50 процентов и выше в новые общеобразовательные организации.

            В рамках реализации мероприятий Программы в декабре 2015 года Правительством КБР утверждена подпрограмма «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2025 года» государственной программы «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» (далее - Подпрограмма).

В Кабардино-Балкарской Республике функционирует 265 общеобразовательных организаций, общая численность обучающихся – 95 429. В 2016/2017 учебном году в 35 (27 городских, 8 сельских) муниципальных общеобразовательных организациях обучение организовано в две смены. Доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, составляет 10,3% или 9805 учащихся от общего числа обучающихся (8997-в городских, 808-в сельских).

Общеобразовательных организаций, ведущих занятия в три смены, не имеется.

Доля зданий общеобразовательных организаций с уровнем износа 50 процентов и выше  составляет 40% (107 школ, построенных до 1975 года) в том числе:

с уровнем износа 50-70 процентов - 21%;

с уровнем износа свыше 70 процентов – 19%.

При существующей инфраструктуре будет увеличиваться количество обучающихся во вторую смену. Анализ демографической ситуации показывает, что в Кабардино-Балкарской Республике до 2025 года численность обучающихся в школах возрастет на 21 тыс. человек.

Учитывая данные статистики и демографического прогноза, общая прогнозная потребность до 2025 года по вводу новых мест составляет более 11 тысяч мест.

Реализация Подпрограммных мероприятий планируется начать с 2018 года.

В 2018 году планируется строительство школы в «6-м микрорайоне» городского округа Нальчик на 1224 ученических места общей стоимостью 1 196 468,0 тыс. рублей.

 

СПРАВОЧНО:

Кабардино-Балкарская Республика:

Количество обучающихся в общеобразовательных организациях по состоянию на начало 2016/2017 учебного года: 95 429 чел., из них:

            во 2-ю смену: 9 805 чел.;

            в 3-ю смену: 0 чел.

Количество общеобразовательных организаций, требующих капитального ремонта по состоянию на 2017 год: 107 ед., из них:

            в городских поселениях – 41 ед.;

            в сельской местности – 66 ед.

Количество обучающихся в зданиях, требующих капитального ремонта по состоянию на 2017 год: 32 985 чел., из них:

            в городских поселениях – 18 476 чел.;

            в сельской местности – 14 509 чел.

Количество детей, охваченных дошкольным образованием в Кабардино-Балкарской Республике на 1 июня 2017 года составляет 51 026 человек. По сравнению с показателями 2013 года  (на 1 января 2013 года - 41 014 человек) количество детей, получающих дошкольное образование выросло на 10 012 человек.

В настоящее время в регионе обеспечена 100-процентная доступность дошкольных образовательных услуг для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 

Динамика достижения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет

 

 

1 января 2013 г.

1 января 2014 г.

1 января 2015 г.

1 января 2016 г.

1 января 2017 г.

Уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (%)

96

97,3

97,6

100

 

100

 

 

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах  по реализации государственной политики в области образования и науки» в части ликвидации дефицита дошкольных мест Минобрнауки КБР совместно с местными администрациями муниципальных районов и городских округов КБР проработан вопрос создания механизмов, замещающих предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми, используемых при отсутствии возможности предоставления места детям в дошкольных образовательных организациях.

Перспективным направлением доступности услуг дошкольного образования является развитие вариативных форм работы с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Для удовлетворения запросов родителей, имеющих детей раннего возраста, на предоставление услуг дошкольного образования, открыты группы кратковременного пребывания. Охват детей дошкольным образованием через вариативные формы составляет более 420 детей. 

На постоянной основе осуществляется работа по информационной, консультативной поддержке и мониторинговому сопровождению индивидуальных предпринимателей, желающих создавать негосударственные дошкольные образовательные организации. В целях поддержки частных образовательных организаций   Минобрнауки КБР разработан «Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республик на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам», принятый постановлением Правительства КБР от 7 августа 2015 года № 186-ПП.

В Минобрнауки КБР ведется работа по стимулированию и оказанию помощи гражданам в открытии частных детских дошкольных организаций. В соответствии с вышеуказанным Порядком с негосударственными дошкольными учреждениями заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с оказанием образовательных услуг по предоставлению дошкольного образования. В 2017 году на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в республиканском бюджете КБР предусмотрено 7,7 млн. рублей (в 2016 году - 6,1618 млн. рублей). С тремя частными дошкольными организациями заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с оказанием образовательных услуг по предоставлению дошкольного образования.

В перспективе развития частно-государственного партнерства в 2017 году планируется завершение строительства частного детского сада на 80 мест в городском округе Прохладный.

В п. Мир Чегемского муниципального района начато строительство частного детского садика на 50 дошкольных мест.

Кроме этого, планируется создание в 2017 году на базе Кабардино-Балкарского регионального центра дополнительного профессионального развития общественной организации «Ассоциация частных дошкольных организаций», которая будет представлять собой объединение физических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Целью организации является содействие развитию дошкольного образования во всех его формах.

Реализуются меры по расширению форм и способов получения дошкольного образования за счет развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования.

Для развития рынка услуг дошкольного образования, конкуренции на нём и решения главной проблемы – обеспечения доступности услуг дошкольного образования в Кабардино-Балкарской Республике представляется целесообразным в целях реализации положения ст. 8 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» оказывать дальнейшую государственную поддержку в развитии частно-государственного партнерства в реализации услуг дошкольного образования.

Минобрнауки КБР совместно с муниципальными образованиями продолжается работа по увеличению охвата детей в возрасте от полутора до трех лет дошкольными образовательными услугами. Так, целью мероприятий, заложенных в подпрограмме «Развитие дошкольного образования» государственной программы КБР «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013 - 2020 годы является организация успешной работы дошкольных образовательных учреждений при создании условий максимальной доступности услуг дошкольного образования всем потенциальным воспитанникам с различными образовательными потребностями.

В рамках продолжения работы по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей от полутора до трех лет в 2017 году Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР муниципалитетам  поручено разработать и представить комплекс мер по созданию дополнительных дошкольных мест для детей ранней возрастной группы на свободных площадях в муниципальных образовательных организациях, не заполненных до проектной мощности.

На начало 2017 года в Кабардино-Балкарской Республике в 180 учреждениях республики, реализующих образовательные программы дошкольного образования, функционируют 258 групп для детей в возрасте от полутора до трех лет. Услугами дошкольных образовательных учреждений охвачен 8 261 ребенок ранней возрастной группы. В рамках комплекса мер по созданию дополнительных дошкольных мест для детей ранней возрастной группы муниципальные районы планируют к началу 2017/2018 учебного года открыть более 300 дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет, около 80 мест в группах кратковременного пребывания. В городском округе Прохладный к 1 сентября 2017 года открывается частный детский сад на 80 мест.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

С 2015 года на пополнение библиотечных фондов из республиканского бюджета КБР выделяется ежегодно 44,856 млн. рублей, в том числе: для муниципальных общеобразовательных организаций - 43,356 млн. рублей, для подведомственных государственных общеобразовательных организаций - 1,500 млн. рублей.

Выделенные средства направляются на финансирование расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов КБР, предусмотренных на пополнение фондов библиотек общеобразовательных организаций.

Муниципальными образованиями республики в соответствии с заявками общеобразовательных организаций заключены контракты на закупку учебников и учебных пособий самостоятельно с издательствами: АО «Издательство «Просвещение», ООО «Дрофа», ООО «ИОЦ Мнемозина», «Издательство Академкнига», «Издательство  Титул», ООО Издательский центр «Вентана-граф», ООО «Русское слово - учебник», издательство «Бином. Лаборатория знаний», «Издательство Академкнига/учебник», издательский дом «Федоров», издательство «Твоя книга», ГКУ «Эльбрус».

За счет освоенных средств библиотечные фонды общеобразовательных организаций республики удалось пополнить на 582 000 ед. учебников и учебных пособий.

Министерство образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики продолжает выполнение своих обязательств по пополнению учебниками библиотечных фондов общеобразовательных организаций республики с учетом возможностей республиканского бюджета КБР. На 1 сентября 2017 года обеспеченность учебного фонда в образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с прогнозным расчетом потребности в обеспечении бесплатными учебниками в текущем году и объема финансовых средств, необходимых на их приобретение в Кабардино-Балкарской Республике должна составить 100%. Расчет потребности учебников произведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Информационные материалы

Информационная справка "Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" 2017/2018 учебный год (скачать).



Об инклюзивном образовании в КБР


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получение ими общего образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5) регламентировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование и создание необходимых условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, в том числе через организацию инклюзивного образования.

Статья 9 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 года № 23-РЗ «Об образовании» гарантирует детям-инвалидам необходимые реабилитационные меры и создание условий для пребывания их в образовательных организациях в целях освоения основных общеобразовательных программ.

Численность детей с ОВЗ получающих образовательные услуги в возрасте до 18 лет на начало 2016-2017 учебного года составляет 4979 человек, из них школьного возраста – 3598 детей, в том числе 2041 ребенка-инвалида.

2% детей, от общего количества, проживающих на территории республики, нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Для реализации права детей данной категории на получение доступного качественного образования в республике используются различные организационные формы обучения: обучение в специальных коррекционных классах, на дому, в специальных коррекционных школах-интернатах, в массовых общеобразовательных школах, в форме дистанционного обучения.

Система специального (коррекционного) образования в КБР представлена 3 специальными (коррекционными) учреждениями интернатного типа и 1 интернатом для детей из малообеспеченных и многодетных семей со специальными (коррекционными) классами:

- ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1» с. Заюково, Баксанского муниципального района на 165 мест, в котором воспитывается 102 детей (дети с частичным расстройством, обусловленное нарушением высших психических функций и умственно отсталые дети);

- ГКОУ «Специальная (коррекционная)  школа-интернат № 2» ст. Приближной, Прохладненского муниципального района на 120 мест, в котором воспитывается 80 ребенка (дети-инвалиды по слуху, слабослышащие, глухонемые, с нарушениями речи);

- ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 3» г. Прохладного на 120 мест, в котором воспитывается 100 детей (умственно отсталые дети);

 - специальные (коррекционные) классы в ГКОУ «Школа-интернат № 3» г. Нальчика, в которых обучается 19 детей (слепые и слабовидящие дети);

- специальные (коррекционные) классы в ГКОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 3» г. Нальчика, в которых обучается 17 ребенка (дети с проблемами в физическом и психическом развитии);

- специальными (коррекционными) классами в массовых общеобразовательных учреждениях;

- логопедическими пунктами при дошкольных образовательных учреждениях;

- специальными группами для детей дошкольного возраста с различными видами нарушений развития (речевая патология, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития), созданными на базе дошкольных образовательных учреждений республики и Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения.

Направление детей в специальные (коррекционные) школы-интернаты и в специальные (коррекционные) классы общеобразовательных школ  осуществляется с согласия родителей (законных представителей) и по заключению республиканской психолого-медико-педагогической комиссии. Так в 2016/2017 учебном году в коррекционные классы общеобразовательных организаций и специальные (коррекционные) школы-интернаты по заключению ПМПК направлено 3124 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В настоящее время в общеобразовательных организациях функционирует 49 коррекционных классов с 384 обучающимися. На начало 2016-2017 учебного года в обычных классах общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, адаптированные для обучения детей с ОВЗ (в рамках инклюзивного образования), обучается 9 глухих детей, 761 слабослышащих и позднооглохших детей, 783 слабовидящих детей, 138 детей с тяжелыми нарушениями речи, 783 детей с задержкой психического развития, 380 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 86 детей с умственной отсталостью.

Численность специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования составляет 587 человек, из них: учителя-логопеды - 65 чел.; педагоги-психологи – 307 чел.; социальные педагоги - 209 чел.; тьюторы – 7 чел.

Минобрнауки КБР осуществляется реализация плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В каждом муниципальном образовании разработаны планы-графики мероприятий по введению ФГОС ОВЗ.

На муниципальном уровне проведены совещания и семинары с руководителями и работниками образовательных организаций:

- по введению ФГОС ОВЗ;

- по разработке адаптированной образовательной программы;

- по использованию «Методического пособия для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи», Методических рекомендаций по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

По Плану-графику ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский центр непрерывного профессионального развития» осуществляется повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций КБР по вопросам реализации ФГОС ОВЗ. В 2016/2017 учебном году на курсовое обучение по направлениям развития инклюзивного образования, организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и содействия в эффективном обучении и успешной социализации обучающихся с ОВЗ прошли 400 работников системы образования КБР.

На базе ГБОУ ДПО КБРЦНПР организована работа постоянно-действующего практико-ориентированного семинара для заместителей руководителей общеобразовательных организаций по нормативно-правовым и методическим аспектам введения ФГОС ОВЗ.

С 2016 года в ГКОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1» Минобрнауки КБР организовано дистанционное обучение детей-инвалидов, проживающих на территории республики. В настоящее время 104 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к получению образования с использованием дистанционных технологий, охвачены данной формой образования. Дистанционное обучение ведется по адаптированным основным общеобразовательным программам и дополнительным программам. Кроме того, осуществляется консультативная, диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая и просветительская деятельность.

Одновременно Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР предпринимаются дополнительные меры по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, с целью повышения уровня квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций в области сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с Минздравом КБР организовано обучение педагогических и медицинских работников по программе «Школа диабета».

На базе ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Министерства здравоохранения КБР проведен обучающий семинар по вопросам организации работы с инсулинозависимыми детьми для педагогических и медицинских работников образовательных учреждений, в числе обучающихся которых есть дети с сахарным диабетом. Обучение прошли 96 человек, в том числе 12 педагогов и 84 медицинских работника.

В 2017 году из республиканского бюджета КБР выделено 43 355,5 тыс. рублей на оснащение школьных библиотек учебной, учебно-методической литературой, в том числе общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами.

В республике создаются благоприятные условия для интеграции детей с ОВЗ в спортивную среду. С 2014 года в г.о. Нальчик открыта спортивная школа для детей-инвалидов. В школе работают секции по легкой атлетике, плаванию, конному спорту, мини-футболу, стрельбе из лука и т.д. Школа призвана готовить спортивный резерв и спортсменов высокого класса по адаптивным видам спорта.

С целью формирования равных возможностей для детей-инвалидов Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР проводится определенная работа по созданию в образовательных организациях республики универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду здоровых детей.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы ежегодно заключается соглашение между Минобрнауки РФ и Правительством КБР о предоставлении субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету КБР на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. 

С начала реализации мероприятий государственной программы в проекте приняли участие 66 образовательных организаций, в том числе 57 общеобразовательных организаций, 4 дошкольные образовательные организации, 2 организации дополнительного образования детей, 3 учреждения среднего профессионального образования. Общий объем финансирования с 2011 года составил более 136 млн. рублей, которые освоены в полном объеме.

В образовательных организациях проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды, такие как устройство пандусов, тактильных указателей, противоскользящих покрытий, установка специализированной системы с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, установка кнопки вызова помощи и др. Также образовательными учреждениями приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование.

На официальном сайте Минобрнауки КБР (edukbr.ru) размещен реестр образовательных организаций республики, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, с перечнем проведенных работ и закупленного оборудования.

За прошедший период проведено 16 обучающих семинаров для педагогов и родителей детей-инвалидов (приняло участие около 780) по различным вопросам инклюзивного образования. Более 800 педагогов прошли повышение квалификации по инклюзивному образованию. В образовательных организациях, участвующих в госпрограмме, ежегодно проводятся Дни открытых дверей, где дети с ОВЗ и их родители присутствуют на занятиях с логопедами, знакомятся с оборудованием для детей-инвалидов, с организацией дистанционных занятий, принимают участие в различных праздничных мероприятиях.

- Создание условий для занятий физкультурой и спортом в сельской местности

- Совершенствование педагогических кадров

-  Национальное образование

- Мониторинг качества образования и аттестация обучающихся

- Независимая оценка качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность